Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Учёные исследуют влияние цифрового мира на восприятие жизни современного человека

05.03.2019

Уже стало привычным называть современный этап развития цифровым, хотя к нему более подходит название гибридный, так как наблюдается скрещивание рутинных, стереотипных характеристик существования человека и цифровых детерминант его современного функционирования.


Обыватель, находясь в условия гибридной реальности, расценивает свое бытие как «ситуацию настороже», постоянно чувствуя уязвимость под натиском масштабной цифровизации, простирающейся вплоть до приватного пространства самой жизни. Иными словами, цифровой мир, пронизывая все существующее, породил цифровую среду обитания и «новую социальность сети». 

Учёные Южного федерального университета под руководством профессора кафедры философии и методологии науки Татьяны Лешкевич в рамках гранта РФФИ работают над проектом «Цифровая детерминация и трансформации смысложизненной рефлексии», который нацелен на анализ цифрового мира как «невидимого слоя современности», обуславливающего пересмотр смысловых опор существования человека. 

 Проблема в том, что сих пор не сформулирован запрос на серьезное философско-рефлексивное осмысление последствий глобальной цифровизации, а стремительное технологическое развитие осуществляется как бы «вслепую». Цифровизация, во многом превосходя когнитивные возможности человека, ведет к существенным трансформациям его субъектности. Человек, находясь в режиме тесного контакта с цифровой средой, становится во многом агентом «сетевых практик». «Дигитальный мир» порождает субъекта, часто именуемого как Homo Interneticus, геймер, user или neet (человек, живущий в Сети), в ход идет и термин «информаноиды», обозначающий существ информационной реальности, способных быть субъектами в этой системе. 

В этих условиях изменяется мотивация успеха личности - жизненно важной ценностью оказывается количество лайков и подписчиков в социальных сетях. Причем новообразования инет-языка приводит русский язык на «грань нервного срыва». Также под влиянием цифровой детерминации возникают такие феномены как «просмотрщики контента» и «аренда знаний» и, свидетельствуя лишь о поверхностном сканировании информации, они несут за собой когнитивные деформации всей психо-ментальной сферы человека. 

Из-за скользящего экранного восприятия информации теряются причинно-следственные связи, разрозненные фрагменты не объединяются в единое целое. «Клиповое мышление» направлено на восприятие только отдельных «пазлов» действительности. Так называемые «просмотрщики контента» в массе своей опираются на особый тип рациональности, отдающей предпочтение не смысловому погружению в содержание, а бессистемному заимствованию информации и визуальным образам. 

 Стоит отметить, что в западной литературе оформилось критическое отношение к новому цифровому поколению, у которого нет необходимости и потребности познавать внешний мир, кругозор и интеллектуальные способности которого беден, а навык чтения и глубокого понимания содержания «хикки» или homo solus – человек одинокий – типичный представитель эпохи цифры. В радикальном случае это может привести к утрате способности к существованию в реальной культуре и к полной виртуализации образа жизни и трактовке действительности как рудиментарной формы существования. 

Но фактом остается то, что будущее поколение должно вступить во взрослую жизнь в условиях «цифровой эры», будучи максимально к ней подготовленным. Поэтому проблемы, поставленные исследователями, приобретают особую остроту и требуют пристального междисциплинарного изучения.

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/60349